Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Не хотите напрягаться и думать? Тогда слушайте "попсу". Хотя, возможно, Вы уже перенапряглись или кто-то подумал за Вас...
Ответить
Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение Dmitrij2008 »

Источник - http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Music ... 09.doc.htm

Немцева О.А.

Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск

Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки: тенденции современного этапа развития

В настоящее время баян и аккордеон занимают устойчивую позицию в академической музыкальной культуре. Вместе с тем, исполнительство на баяне и аккордеоне популярной музыки насчитывает более чем столетние традиции, корни которых уходят в пласт бытового массового музицирования прошлого и находят свое дальнейшее высокопрофессиональное преломление в наши дни. К изучению проблем исполнительского и композиторского баянно-аккордеонного искусства в разное время обращались Н.Давыдов, А.Кравцов, В.Чабан. Вместе с тем, процесс развития баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки лишь отчасти освещался в работах М.Булды и И.Имханицкого. В настоящее время очевиден интерес к популярной музыке, в связи с чем, изучение основных тенденций баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки на современном этапе развития представляется исключительно важным.

Следует отметить, что в настоящее время в искусствоведении не выработан единый подход к обозначению музыкально-творческих видов, стоящих в стороне от академического музыкального искусства и фольклора, в связи с чем, используемое в нашей статье понятие «популярная музыка» требует уточнения. Под популярной музыкой мы понимаем сферу исполнительского и композиторского музыкального творчества, восходящую особенностями музыкального языка к области массовой, развлекательной музыки, и в то же время относящуюся по условиям своего бытования к академической среде музыкальной деятельности. Кроме того, понятием популярная музыка целесообразно объединить сферу легкой и джазовой музыки, где к образцам легкой музыки следует относить произведения, написанные в неджазовых жанрах и стилях (например, блюз, мюзет, рэгтайм, самба, танго и др.), образцам джазовой музыки – произведения, в основе которых лежат джазовые стили (например, буги-вуги, диксиленд, свинг и др.) и стилизацию джазовых стандартов. Отметим, что в джазовой музыке для баяна и аккордеона основополагающим является компонент оригинального творчества, в то время как баянно-аккордеонное искусство в джазе направлено на передачу концептуальных особенностей джазовых стилей.

На современном этапе развития (90-е гг. ХХ ст. – по настоящее время) баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки в странах СНГ, Европы и США развивается в одном направлении. На этом этапе происходит окончательное разграничение исполнительской и композиторской сфер деятельности, что обусловлено расширением репертуарной базы, а также широким распространением печатной нотной литературы. Отметим, что творчество отдельных музыкантов включает в себя исполнение собственных произведений и аранжировок, однако роль живой импровизации на современном этапе развития значительно снижается. Наряду с уже известными авторами популярной музыки для баяна и аккордеона признание снискали белорусские композиторы В.Глубоченко, А.Пожарицкий, С.Тихонов, В.Ткач, а также зарубежные авторы Е.Архипов, Р.Бажилин, Г.Беляев, Ю.Лихачев, А.Мюзикини, С.Петров, В.Поползин и др.

В конце ХХ – начале ХХI вв. в развитии баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки ярко обнаруживается тенденция к слиянию особенностей джазовой музыки для баяна и аккордеона и баянно-аккордеонного искусства в джазе. Ф.Арсено, М.Лоуд, Т.Дэннон, Дж.Серрито, Я.Войторовский, Б.Мирончук, белорусские музыканты А.Таран и А.Шувалов создают произведения для баяна и аккордеона соло, в основе которых лежат как развернутые импровизации на темы джазовых стандартов, так и авторский тематизм. Музыкальный язык сочинений указанных авторов всецело опирается на джазовый канон и направлен на передачу художественных особенностей инструментов. В баянно-аккордеонном исполнительстве в джазе основной тенденцией становится неконформистский подход к реализации баяна и аккордеона в джазовом искусстве. Все большее количество музыкантов отдает предпочтение фри-джазу, латинскому джазу, а также синтетическим стилям (например, фьюжн, джаз-року, всемирному джазу). Среди баянистов и аккордеонистов подобного толка следует отметить: Р.Сандерсона (Англия), Р.Сопа (Франция), А.Салиса, Дж.Кошья, Р.Руджери (Италия), группу «Ghorar Dеем Express» (Голландия), К.Дарвина (Канада), Н.Бакула (Латвия), Д.Кортезе, Э.Денио, Ч.Грира, Д.Федеричи (США), Л.Фрисина (Австралия), Ю.Оцука (Япония), Э.Петрову (Россия) и др. Уровень исполнительского и композиторского мастерства названных музыкантов указывает на то, что баян и аккордеон в настоящее время стали равноправными инструментами джазового арсенала.

Следует отметить, что выразительные качества баяна и аккордеона востребованы в новейших течениях массовой музыки, где композиторское и исполнительское решение исходит, в первую очередь, от сущности баянно-аккордеонного искусства. Например, белорусский дуэт «Гурзуф» исполняет музыку в стиле прогрессив-рок.

В числе новейших тенденций современного баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки – распространение моно-репертуарной политики. Так, репертуар российского ансамбля «Пьяццолла-studio», словенского – «Piazzolleky», сербского – «Tango Juventud», белорусского дуэта «Ми-Ля», итальянского аккордеониста и бандонеониста П.Соаве базируется на сочинениях А.Пьяццоллы; ряд французских музыкантов, испанская баянистка И.Лабуру, российский коллектив «St.Petersburg Musette Ensemble», японский дуэт «Mama!Milk» исполняют музыку исключительно в стилях мюзет и «New musette» и т.д. Также характерной чертой становится создание однородных ансамблей из числа известнейших исполнителей-солистов, при этом иногда такие коллективы объединяют исполнителей из разных стран. Например, в «Quartetto Nuovo» вошли итальянские аккордеонисты А.Саллис, Дж.Сочия и французские баянисты М.Азолла и Р.Гальяно. В международном ансамбле «Accordion Tribe» принимают участие представители США (Г.Клуцевшек), Финляндии (М.Каланиеми), Словении (Б.Бибик) и Австрии (О.Лехнер). В составе «World Accordion Trio» играют американец Ф.Марокко, француз Р.Гальяно и японец Коба, в ансамбле «The International Trio» представители США, Финляндии и Новой Зеландии – Юлия, Ю.Силфверберг и К.Фридрих. Балтийский квинтет «Excelsior» также состоит из представителей трех стран: России (В.Ушаков, С.Лихачев), Литвы (Э.Габнис, Г.Савков), Латвии (С.Ставицкая). Белорусский ансамбль «Экспрессия» ведет концертную жизнь, как в варианте дуэта, так и трио и включает в свой состав многократных лауреатов международных конкурсов баянистов И.Каленчиц, П.Дараганова и аккордеониста А.Дараганова.

На данном этапе кристаллизуются особенности новых форм исполнительства – с фонограммой типа «-1» и исполнительство на цифровых инструментах. Отметим, что указанные формы были известны на более ранних этапах развития, однако в 90-е гг. ХХ ст. получили повсеместное признание на профессиональной сцене. Так, в настоящее время форма исполнительства с фонограммой развивается по двум направлениям. В основе первого лежит высокохудожественное баянно-аккордеонное исполнительское искусство, которое преломляется в контексте использования передовых технологий, что было вызвано невозможностью гастрольной деятельности с полным аккомпанирующим составом ансамбля или оркестра. В качестве примера приведем творчество Р.Бажилина, Р.Гальяно В.Ковтуна, И.Осипенко, Я.Табачника, дуэта «Two acco», белорусских исполнителей В.Бубена, В.Глубоченко, В.Полесова, В.Ткача. Второе направление ориентировано на установки массовой культуры и запросы стереотипизированного слушателя, где характерной тенденцией становится коммерциализация и распространение путем средств массовой информации. Среди музыкантов этого направления популярность снискали П.Дранга, дуэт «Баян-mix», белорусский баянист П.Невмержицкий и др.

Широкое распространение в современном баянно-аккордеонном искусстве получило исполнительство на цифровых инструментах. Применение в качестве звукообразующего начала электроники значительно расширило музыкально-выразительный потенциал баяна и аккордеона. Так, для воплощения творческих задач исполнители могут использовать следующие возможности цифровых инструментов: выбор тембра (аналогичный акустическому звучанию баяна и аккордеона или с цифровой обработкой звука); традиционный ручной аккомпанемент (бас и готовый аккорд) с добавлением ударных инструментов; использование установленных производителем или самостоятельно созданных исполнителем стилей авто-аккомпанемента и фонограмм midi «-1». В настоящее время исполнительство на цифровых инструментах характеризуется возрастающим интересом со стороны баянистов и аккордеонистов всего мира (Э.Аханов, И.Белов, В.Бутусов, А.Климов, С.Кузовчиков, И.Ратников, А.Черномордиков (Россия), В.Глубоченко (Беларусь), П.ди Модугно, С.Пагни, М.Патарини (Италия), С.Герман (Германия), Н.Балларини,Ч.Бергер (США) и др.). Интенсивная динамика развития этой формы исполнительства вызвала необходимость появления оригинальных сочинений для цифровых инструментов. Белорусский исполнитель, композитор и педагог В.Глубоченко отзывается об исполнительстве на цифровых инструментах следующим образом: «Цифровой баян может передать звучание практически любого инструмента. Это позволяет исполнять музыку различных направлений в полной фактуре – с аккомпанементом, бас-гитарой, ударными инструментами, где звучание лично меня полностью устраивает» [1]. Следует отметить, что использование таких возможностей цифровых инструментов, как функция автоаккомпанемента и midi фонограммы, стали альтернативой выступлениям на акустических инструментах с фонограммами «-1». По мнению российского баяниста А.Селиванова, распространение цифровых инструментов способствовало рождению нового направления баянно-аккордеонного исполнительства [2].

Необходимо подчеркнуть, что некоторые тенденции современного этапа развития были учтены в ряде международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне. Так, в настоящее время представители баянно-аккордеонного искусства в джазе могут реализовать себя на международной конкурсной сцене. Категории импровизационной джазовой музыки предусмотрены регламентом конкурсов «Citta di Castelfidardo», «S.Bissari» (Италия). Международный конкурс «Libertango» (Барнаул), многочисленные фестивали музыки А.Пьяццоллы, исполнительские категории «Musica di Astor Piazzola» и «French Varieté» в различных конкурсах отталкиваются от моно-репертуарного компонента современного баянно-аккордеонного искусства. Интенсивное развитие новых форм баянно-аккордеонного исполнительства способствовало организации международных конкурсов исполнителей на цифровых баяне и аккордеоне (например, «V-Accordion Festival» в Италии), включения категорий «Digital Accordion» («Цифровой аккордеон»), а также категорий, подразумевающих использование фонограмм типа «-1», в программу международных конкурсов исполнителей на акустических инструментах (например, «Закарпатский Эдельвейс», «Кубок мира»). Заметим, что конкурсы, предусматривающие использование цифровых баяна и аккордеона, направлены не только на выявление лучших исполнителей в области технического мастерства, искусства интерпретации, но и отталкиваются от такого критерия оценки, как раскрытие потенциала цифрового инструмента посредством создания креативных аранжировок оригинальных сочинений для акустических инструментов, выходящих за рамки возможностей традиционных баяна и аккордеона.

На наш взгляд, развитие конкурсного и фестивального движения является одним из важнейших факторов развития популярной музыки: конкурсные прослушивания позволяют проследить основные тенденции развития баянно-аккордеонного искусства в различных странах, обменяться опытом и репертуаром. Необходимо отметить возросший исполнительский потенциал белорусских музыкантов, чей художественный уровень неоднократно был отмечен званиями лауреатов различных международных конкурсов. Это солисты В.Дудоладов, И.Засимович, И.Каленчиц, И.Квашевич, П.Назаренко, О.Немцева, Ю.Новик, В.Плиговка, А.Таран, Г.Ткачев, А.Шувалов; ансамбли «Каприччио», «Ми-Ля», «Тутти», «Фестиваль», «Фортуна», «Экспрессия», трио «Виктория» и др.

Таким образом, в настоящее время наблюдается интенсивное развитие баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки. Основными тенденциями современного этапа развития являются: разделение исполнительского и композиторского творчества; синтез основополагающих элементов джазовых практик баянно-аккордеонного искусства; преломление возможностей баяна и аккордеона в контексте массовой музыки; моно-репертуарная политика; создание международных ансамблей; распространение новых форм исполнительского искусства (исполнительство с фонограммой типа «-1» и исполнительство на цифровых инструментах), что нашло отображение в конкурсном и фестивальном движении. Следует отметить, что в настоящее время сфера популярной музыки является одним из самых приоритетных направлений развития баянно-аккордеонного искусства за рубежом и в Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова, Е. Цифровой баян: мечта или реальность? / Е. Захарова //Лидер- Пресс плюс [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.lider-press.by.– Дата доступа: 17.09.2010.

2. Roland Россия // V-Accordion Festival [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.rolandmusic.ru/articles/pres ... tival.html . – Дата доступа: 20.10.2010.

(с) - http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Music ... 09.doc.htm
Ответить

Вернуться в «Поп-музыка»