Статья аккордеониста Романа Мамаева "Искусство и экономика"

Без знания основ экономики в наше время жить трудно. Особенно музыкальному меньшинству...
Ответить
Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Статья аккордеониста Романа Мамаева "Искусство и экономика"

Сообщение Dmitrij2008 »

Источник - http://accordeonist.ucoz.ru/index/accor ... amaev/0-25

В очередной раз, столкнувшись на форумах продвинутых «гармошечных» сайтов, с острой полемикой относительно ряда не безразличных мне проблем, хочу поделиться со своей аудиторией личными рассуждениями, посредством очередной статьи.
Мне бы очень хотелось, чтобы представленная мною информация была далека от общей, характерной для окружающей действительности конфликтности. Однако нельзя не упомянуть некоторые примечательные факты, уж больно насыщенная история у исполнительства на аккордеоне и баяне в советском и постсоветском пространстве.
Приступив к написанию уже третьей по счету, в данной тематике, статьи я для себя четко понял, что невозможно докопаться до сути и ответить на непростые вопросы, не проанализировав более детально экономику процесса.
Так вот, довольно долго мы создавали страну (СССР), в которой культивировалось преклонение перед всем западным, а самобытное народное творчество из «живой» потребности общества превращалось в некий рудиментарный экспонат для краеведческих музеев. Расплодившиеся «окультуренные» и ставшие, теперь уже, дипломированными, специалисты, вооружившись лозунгом - «Искусство принадлежит народу», быстро организовали коллективы с различными аккредитациями (самодеятельные, фольклорные, профессиональные, и прочие), только в искажённой (стилизованной), наполненной идеологией (где Вы видели экономику без политики?!) форме. Как следствие, организовалась инфраструктура (со временем ставшая коррумпированной) - худ. советы, смотры, отборы, конкурсы, жюри, наградные комиссии и т.д. Но все эти институты, особенно, что касается дальнейшего проката солистов-инструменталистов (аккордеонистов и баянистов) были надуманны и абсолютно не рентабельны.
Я нарочно говорю не о высоких материях, а о посещаемости публикой концертных залов. Всем движет экономика. «Деньги в кассы, культура в массы» - прекрасная аксиома.
Сначала надо наполнить зал, ведь солист-инструменталист, к тому же лауреат различных конкурсов – это не просто виртуальная культурная единица, - это реальное концертно-зрелищное предприятие. Как у артиста, так и у зрителя, сердце бьётся чаще от битком набитого зала, от понимания, что труд вознаграждён (и проданными билетами в том числе)!
И вот свершилось! Союза ССР больше нет, «железный занавес» пал, жизнь наша кардинально изменилась (и не во всем в лучшую сторону), а мы продолжаем активно пилить экономический базис (недра и прочие богатства Руси), за счёт чего, собственно, существовали и существуем по сей день, поспешив забыть не только все плохое, но и хорошее из той, «прошлой жизни»…
А ведь гордиться, действительно, было чем. Советская академическая баянная школа достигла высочайшего признания на международном уровне, в прочем, как и космонавтика, балет и многое другое!
Развиваясь и совершенствуясь, исполнительство на баяне неуклонно усложнялось, тем самым, удаляясь от народных корней. Возможными стали аккорды, которые нереально взять на фортепьяно и других музыкальных инструментах. В результате, стали появляться серьёзные оригинальные сочинения, которые хорошо воспринимаются, как профессионалами, так и обывателями. Однако, в большинстве своем, композиторы и исполнители, «изобретают» баянные произведения, которые понятны крайне ограниченному кругу пользователей.
Не смотря на это, в современной России, баян, а в простонародье - гармошка, ассоциируется только с народной музыкой. У большинства людей мнения, представления и ассоциации, связанные с этим инструментом и его возможностями, старомодны и «отдают нафталином». И во многом, это благодаря тому, по какому пути шло его развитие в СССР.
У аккордеона более «нарядные», если так можно выразиться, краски в ассоциативном ряду у публики. Во многом это обусловлено тем, что в «Совке» аккордеон считался инструментом буржуазным и космополитичным, стоящим в одном ряду с чуждым коммунистической идеологии саксофоном, в общем, не достаточно русским и народным. Соответственно, аккордеон был лишен государственной поддержки в развитии. Скорее всего, именно поэтому он себя так хорошо чувствует в современном российском обществе!
В отличие от нашей страны, в Европе, на родине инструмента, получившего название аккордеон и, собственно являющегося прототипом современного русского баяна, никогда не разделяли эти понятия. Использовался общий термин – аккордеон. Да и развивались «кнопки» и «клавиши» не так пафосно, не с таким «революционным» размахом, идеологической подоплёки за рубежом ведь не было. Всё шло скромно и со вкусом.
Итог таков, Россия, к сожалению, утратила свои позиции. Лидером в аспектах, которые важны для экономики любого дела: производстве и конструировании инструментов, является на сегодня Италия. О цифровых инструментах и разработках в этом направлении говорить вообще не приходиться. Ну, да нам не впервой создавать сложные ситуации, а потом героически их преодолевать. Было бы желание!
Слава Богу, что страна огромна, инертна, и талантливые, в основном провинциальные, потоки пока ещё обеспечивают достойное количество побед на международных конкурсах.
Нынче же, у нас стало модно называть всех без исключения аккордеонистами. Ведь мощная, во многом надуманная, поддержка государством сегмента музыкального творчества, который я называю «баянизмом», закончилась. И именоваться баянистом вдруг стало не модно и даже, некоторым образом, стыдно.
Впрочем, назваться можно как угодно, но если не знать - «что делать?», и продолжать жить по инерции, будучи бывшим «партийным адептом», а попросту – сектантом «баянизма», остается только стенать о безобразии, которое творится в сфере российского образования в целом и своего рода катастрофе в родной среде «народников». Удивляет скудоумие и зашоренность многих «людей – винтиков» этого большого механизма, которые наивно полагают, что их роптания и стоны по причине неудовлетворительных условий труда и мизерной заработной платы, смогут быть услышаны и станут причиной судьбоносных решений там, на верху. Увы, нет. Только в ситуации, когда Вы, «люди - винтики», прекратите свою фундаментальную, полу-альтруистическую деятельность (особенно за пределами МКАДа), а рулевые, они же «вожаки» современного «баянизма» перестанут думать, что «на их век хватит», именно тогда будут приниматься радикальные меры. А, скорее всего, это будут пышные и торжественные проводы на заслуженный отдых динозавров «баянизма».
Пока же, картина наблюдается не из веселых. Интереса и уважения (не смотря на имевшуюся ранее мощную поддержку со стороны государства) к профессии не создано, как следствие, привычного ажиотажа свойственного 2-й половине ХХ-века, вокруг желания обучаться в ДМШ и других образовательных звеньях, не стало. Инструменты дорогостоящие и доступны далеко не всем. «Профессиональный туризм» - поездки на конкурсы, также большинству не по карману. Ситуация в корне поменялась, а стойкие функционеры «от баяна», направили свою деятельность на затуманивание неокрепших умов призрачными перспективами не имеющими ничего общего с реальной действительностью. Ведь, обозначая цели длительного и трудоемкого учебного процесса, никто не гарантирует рабочих мест будущим виртуозам.
Теперь, давайте, сопоставим количество кафедр, преподавателей (с кандидатскими или докторскими диссертациями и без них), лауреатов, заслуженных и народных артистов, но без публики*, профессоров и академиков (вы только вдумайтесь, – академик баяна!), величину бюджета на их содержание и количество желающих учиться в ДМШ; немалое число уже имеющихся выпускников средних и высших учебных заведений и уготованные им рабочие места, а вернее перспективу пополнить итак весьма многочисленную армию лауреатов, которые, прикрываясь аспирантурой и дипломами с конкурсов, откосили от службы в вооруженных силах и вынуждены носиться с «гармозой» наперевес, кривляясь, под фонеру на свадьбах и корпоративах!? Налицо явный дисбаланс.
________
* Конечно, можно прикрываться сомнительной заслугой, типа организации пафосного концерта посвященного вековому юбилею любимого инструмента, и ни где-нибудь, а на Главной сцене страны… звучит пафосно, но зал-то не собрали, хотя было заявлено много звёзд, и не только «гармонистов», а действо, по мнению многих, классифицировалось как – «отстой».
_________

А может быть настало время провести чистку рядов, на наших родных кафедрах, оставив только тех, кто реально способен дать что-то ученикам, быть им ориентиром. А не тех, кто продолжает писать безумное количество методических рекомендаций, при этом, не имея навыков практической игры на инструменте.
И особенно это касается баянистов, которые лихо взялись за преподавание игры на аккордеоне. Как же, ведь до недавнего времени, в нашей огромной стране было всего два наставника-антагониста (один в столице, другой в Воронеже), которые относительно диплома и прописанной квалификации в нём, могли учить в Вузе студентов-«клавишников». Почему же не воспользоваться возможностью заработать, это ведь нагрузка?!
Запретить всеядным «динозаврам баянизма» преподавание игры на аккордеоне не реально, ведь они сами его себе разрешили. А возможно и следовало, хотя бы для того, что бы избавится в России от названия «кнопочный аккордеонист». А то, скоро придётся вводить понятие «клавишный баянист». Да, я не понаслышке знаю, что это значит! В своё время мне довелось выучить и сыграть на аккордеоне много «цирковых номеров» написанных для баяна. До сих пор страшно вспомнить и непонятно, зачем я потратил столько времени и сил в этом направлении!?
У нашего, относительно молодого инструмента, мощный потенциал и большое будущее, но оно не достижимо традиционными подходами и способами, и Вашими знаниями и умениями, господа, давно заслужившие свой отдых. Понятно, что по традиции Совка, Вы не хотите расставаться со своими «тронами» цивилизованно, только «вперёд ногами»! Но прогресс неумолим.
Нынешнюю молодёжь, не обманешь призрачными далями. Ей нужно давать ощутимые, реальные практические знания и умения, иллюстрировать личным примером состоятельность и респектабельность деятельности. Молодым нужно просто помочь взять то лучшее, что накоплено нами (людьми, которым пришлось добывать свой достаток в эпоху перемен, а именно в это время нам, тогда юношам, приходилось «грызть гранит науки») и использовать все полученное, как некий трамплин для качественно новых результатов в творчестве. Но пока, - «у рояля - то же самое», а у новой формации преподавателей нет возможности передать молодым свой практический опыт и знания, так как нынешние наставники к «кормушке» допускают только тех, кто в последствии гарантирует им и их методике преподавания полную неприкосновенность.
Постперестроечная молодёжь не будет как наше поколение, что называется, настойчиво «выгрызать» только лишь веря в идею. У неё сейчас больше выбора, что делать и чем заниматься, в общем, другие реалии, в которых экономика – решающий фактор всех сфер жизнедеятельности. В нынешнем обществе, в котором господствует рыночная идеология, сформирована безыдейная государственно-бытовая ментальность и всё решают связи и деньги, невозможно полностью абстрагироваться в творчестве от суровой действительности и не думать о цене вопроса, о смысле вложений в дело, о защищённости интересов!? Тут кого-либо сложно обмануть, предложив что-то искусственно надуманное и не применимое к жизни!
И именно поэтому, такие сугубо экономические термины, как ликвидность, рентабельность, самоокупаемость, прогнозирование (планирование) и т.д. вполне уместны в современном подходе общества к искусству.
Безусловно, необходимо разграничивать понятия цены и ценности в искусстве, носителей и разносчиков культуры, музыкальный продукт, который призван разжижать мозг и творения развивающие и укрепляющие его. Но как это сделать!? Ведь и у власти в отношениях с артистами (творческой когортой) также явно прослеживается «хозяйский», а значит прагматично-экономический расчёт. Кому, как не Вам, баянисты, знать это! Уверен, в цивилизованном обществе деятельность людей искусства должна способствовать процветанию государства, а не обеспечивать голоса, исключительно в период выборов…
Наша основная задача не продолжать заниматься перепроизводством кадров и бездумно увеличивать количество потенциальных «жертв искусства», а, наконец, задуматься о качестве, ведь «лучше меньше – да лучше»!
И тогда, освобожденное от плевел на начальном этапе, на суд Народа будет вынесено искусство, подлинность которого определится тем, трогает ли оно душу и сердце. И если к этим составляющим добавится артистическое мастерство, то родится истинный шедевр… А у нас получается, что лауреатов много, а шедевров крайне мало.

Роман МАМАЕВ (музыкант).


13.09.2010г. (в редакции от 20.09.2010г.)
При перепечатывании материалов ссылка на источник обязательна.
Ответить

Вернуться в «Музыкальный менеджмент и шоу-бизнес»